Почему наши дети боятся взрослеть?

Если мы, взрослые, не справляемся, каково же приходится детям?

Фото: Zaitsava Olga | Shutterstock | Fotodom

Слишком много всего. Иногда я думаю о своей жизни именно так. Слишком много вещей. Слишком много задач. Информации, соблазнов, удобств. И ладно бы все это делало меня счастливой.

Но я чувствую, что переполнена. Иногда мне буквально становится тяжело дышать. Среди всего этого теряюсь я, мои чувства, мои мечты.

Почему же я не остановлюсь? Не перестану покупать вещи, записываться на курсы, планировать встречи. Не прекращу заполнять свою жизнь все больше и больше? Не расставлю приоритеты, не начну что-нибудь менять?

Потому что это трудно. Да и кажется, я все делаю «как надо». Правильно, как все: семья, работа, спорт, дом. Но это не так, неправильно.

Я не могу найти время, чтобы встретиться с подругой. Ведусь на рекламу и покупаю ненужные вещи. Во время разговора постоянно поглядываю на всплывающие сообщения на телефоне, а перед сном смотрю дурацкие видео.

Я постоянно думаю, что не хочу так жить. Мечтаю смотреть на звезды, сидя рядом с другом, пить чай с малиновым вареньем, как ежик с медвежонком. Хочу читать, не отрываясь, все выходные. Не спеша готовить вкусную еду, печь хлеб и делать йогурт. Мне нужно время, чтобы иногда просто посидеть в тишине, глядя в никуда. Но слабые попытки все изменить почти всегда заканчиваются ничем.

А ведь я взрослый человек с жизненным опытом и силой воли. У меня есть ребенок и муж, родители и друзья. Мне есть на что и на кого опереться.

А каково приходится сегодняшним детям? Тем, кто сейчас растет и одной ногой уже шагнул во взрослую жизнь. Кстати, почему они уже там? Нередко потому, что мы сами туда их толкнули.

Интересное по теме

«Я умею гавкаться в поликлинике и знаю, что такое полис и ИНН. Но взрослых все еще „нет дома“».

Уже взрослый

«Ты уже большой, должен понимать, что это нужно тебе, а не мне», — не моргнув глазом, уверяем мы восьмилетку, пытаясь внушить ребенку, что надо заниматься английским. При этом чаще всего мы не рискнем отпустить его одного в магазин через дорогу и не доверим приготовить обед.

Психоаналитик Хосе Рамон Убьето, автор книги «Подростковый возраст в 21 веке», рассказал в интервью изданию La Vanguardia, что однажды восьмилетний пациент задал ему вопрос: «Думаете ли вы о будущем?» Убьето ответил, что лишь изредка, а мальчик сказал, что думает о будущем каждый день. Почему восьмилетний мальчик думает о будущем? Потому что безостановочно слышит от своих родителей: «Ты должен хорошо учиться, если хочешь чего-нибудь добиться. Без знания английского и математики у тебя нет будущего».

Что такое будущее для ребенка? Нечто абстрактное, непонятное, а теперь еще и страшное. Сделаешь неверный шаг — и у тебя не будет будущего. А что в таком случае тебя ждет? Обрыв? Бездна?

Я часто возвращаюсь мыслями в один момент из детства. Лето, мы с подругой валяемся на траве — я разглядываю беловато-розовый клевер, маргаритки, одуванчики. Солнышко. Мы болтаем и смеемся. Я думаю: «Интересно, это счастье? Наверное, да». Мне очень хорошо, жаль только, что немного хочется пить. Я тогда испытала легкую досаду из-за жажды — такой мелочи не хватало для полного счастья.

Конечно, в моем детстве бывало всякое: я переживала из-за экзаменов и не хотела идти в музыкалку, я мечтала поехать в путешествие, но не могла, я тоже размышляла, кем хочу стать в будущем. Но будущее, пусть абстрактное, не казалось мне страшным.

От меня не требовали принимать решений, но давали возможность задавать вопросы, исследовать, мечтать. И я мечтала без страха, заглядывала в будущее с любопытством. Возможно, поэтому взросление казалось мне привлекательным. Возможно, поэтому современные дети взрослеть не спешат.

Мы заполняем их своими страхами, тревогами, проблемами, не оставляя места для них самих. И они прячутся в новом мире — опасном и неизведанном.

Интересное по теме

Детство кончилось: как родители перекладывают на детей ответственность за благополучие в семье (и к чему это приводит)

Виртуальная реальность

У современных подростков много вопросов. В этом мы не отличаемся. Но когда вопросы задавали мы, то получали ответы от людей. Эти люди нас любили, волновались, а может быть, иногда относились чуть снисходительно. Важно то, что они что-то чувствовали по отношению к нам.

Если мы переживали плохой момент, нам говорили, что это пройдет. Нас обнимали и поддерживали. Современные дети часто могут рассчитывать лишь на то, что Хосе Рамон Убьето называет цифровым эхом — отражением из бездны.

Анонимность, дистанция, безликость. Искусственный интеллект, боты, созданные кем-то образы инфлюенсеров. Все далекое, холодное и наполненное стереотипами, но обученное нажимать на нужные кнопки.

Современные дети, часто не имеющие реальной поддержки, куда более уязвимы, чем мы, взрослые. И если даже нам трудно с этим справиться, то что же говорить о них?

Интересное по теме

Фаббинг и номофобия: что дают нам гаджеты и что они отнимают у наших детей?

Взрослые

Но ведь мы здесь, чтобы им помогать. Просто в какой-то момент начинаем чувствовать, что отстаем, не успеваем за новой реальностью. Теряем авторитет. И это пугает.

Но мы не можем убежать, бросив детей, чтобы они выживали самостоятельно. Как же быть?

Убьето считает, что мы должны принять то хорошее, что дают новые технологии, вписать их в свою жизнь, но научиться устанавливать свои правила игры.

Управлять этой вселенной, использовать в ней те же принципы, что и в обычной жизни: уважение к границам, терпимость, ненасилие.

Ведь никто из нас не ходит по улицам, оскорбляя людей налево и направо. Мы не говорим кассиру в супермаркете, что нам не нравится его прическа, с осторожностью даем советы друзьям и коллегам. Не открываем юридические и психологические консультации, не получив образование и не обладая нужными знаниями (во всяком случае, это не считается нормальным). Почему же в интернете мы ведем себя иначе?

Что видят наши дети? Мир, в котором почти нет правил и законов. Нет безопасности, но есть много ожиданий и стандартов. Где красивая картинка и идеальные люди. Этот мир толкает ребенка быть успешным, быть популярным, быть уникальным. Этот мир не учит, а дает указания.

И снова наполняет — установками, страхами, неуверенностью в себе.

Интересное по теме

Причины подростковой агрессии и как с ней бороться

Где ребенок?

Где в этом всем сам ребенок? Где самопознание, возможность найти свое «я»?

В жизни человека должно быть место для сюрпризов и открытий. Кто я? Чего хочу? Что мне удается? Что мне нравится?

Мы пытаемся контролировать жизнь своих детей и не оставляем места для них самих, отвечаем до того, как они зададут вопрос. Спешим направить их, когда они еще не умеют ходить.

Мы много говорим о том, что детям надо давать возможность ошибаться и учиться на своих ошибках. А сами хотим защитить их от всего на свете. И в то же время открываем им дверь в бездну, просто потому что сами не поняли ее глубины.

Мы позволяем детям следовать за сфабрикованными кем-то идеалами. Пожимаем плечами и говорим: «Ну что ты тут поделаешь. Это же интернет».

Мы перекладываем на них ответственность, потому что пока не осознали: теперь наша очередь учиться. Наше время быть взрослыми.

Пришел момент замедлиться. Избавиться от лишнего. Начать управлять своей жизнью. Контролировать свои страхи.

И дать детям возможность быть детьми. Валяться на траве и чувствовать себя счастливыми. Задавать вопросы и получать ответы. Быть увиденными и услышанными. Исследовать мир. Мечтать. С любопытством заглядывать в будущее.