Понять друг друга: 5 советов психологов о том, как научить ребенка дружить

Одна из важных потребностей детей — отношения со сверстниками, или социализация. Дети познают мир именно через общение, коммуникацию и конфликты. Дружба помогает удовлетворить нужды ребенка, а также становится почвой для его развития.

Серия книг «Просто о важном» Натальи Ремиш объясняет родителям, как общаться с ребенком, как учить его выстраивать отношения с собой и другими. Книги серии стоит читать вместе с ребенком, обсуждать написанное, задавать ребенку вопросы, вместе размышлять на важные темы.

В книгах «Просто о важном. Учимся договариваться и дружить» и «Просто о важном. Учимся понимать себя и других» психологи Виктория Ардзинба, Алиса Тамазина, Ольга Пропубертат, Алена Володина и Ольга Юрасова рассказывают, как устроена детская дружба, стоит ли искать детям друзей и что делать, если вашему ребенку объявили бойкот.

Как устроена детская дружба

Психолог и сказкотерапевт Виктория Ардзинба объясняет, как устроена детская дружба в разном возрасте.

Дружба в дошкольном возрасте

Примерно в четыре-пять лет у детей появляется понятие дружбы, формирующееся через игру. Когда ребенок в этом возрасте говорит: «Я дружу / не дружу с тобой», это все равно что: «Я хочу / не хочу играть с тобой». И причины такого принятия или отторжения могут быть разные: не нравится конкретная игра, непонятны правила, хочется движения или, наоборот, покоя, пропал или появился интерес, возникли особые ожидания или настроение.

В этом возрасте у ребенка возникает потребность общения с другими детьми. При этом малыши очень избирательно подходят к общению. Кто-то им нравится, и они сразу идут на контакт, а с кем-то вовсе не хотят играть, и тогда мы слышим: «Не дам», «Это мое», «Уходи! Не хочу с тобой дружить». Так формируется психоэмоциональный опыт ребенка. Так что же такое дружба в дошкольном возрасте?

— Мама, у меня забрали подружку. Родители ее увели домой.

— А как зовут твою подружку?

— Не знаю. Мы с ней катались на каруселях и пели песни.

Дети, общающиеся друг с другом в процессе игры, пусть даже совсем недолго, расценивают это как дружбу. Все происходит стремительно и основывается на изменчивом эмоциональном фоне. Вот только что они вместе весело смеялись, а через несколько минут ссорятся из-за игрушки. А потом категоричное: «Я с Соней не дружу» — сменяется восторженным: «Она моя самая лучшая подруга».

В этом возрасте еще нет длительных дружеских привязанностей, они только начинают формироваться, но уже к шести-семи годам могут появиться более осознанные предпочтения в дружбе.

Дружба в младшей школе

В раннем школьном возрасте формируются группы из нескольких человек для совместной игры. Именно через игру ребенок знакомится с нормами и правилами поведения в социуме. Постепенно дети перестают называть другом ребенка, с которым просто поиграли на площадке, так как для них становится важен не только общий интерес в данной игре, но и определенные качества другого человека, совокупность которых им либо импонирует, либо нет.

Теперь ребенок уже способен объяснить, что такое дружба и кто такой друг: «С другом всегда весело, интересно», «Друг не обидит, не предаст», «Дружба — это когда не ссорятся и не дерутся», «Дружба — это если обзовут, то потом попросят прощения и помирятся». Это те точки соприкосновения, то общее, которое способствует сближению.

Изначально выбор друга может происходить по половой принадлежности, так как в этом случае больше общих интересов. Если родители не акцентируют внимание на поле ребенка («Что ты, как мальчишка, лазаешь по деревьям» или «Мальчики в куклы не играют»), дети находят друзей независимо от пола и внешних признаков, опираясь на определенные личные качества, которые проявляются во время взаимодействия. Здесь важна роль родителей, которые должны учить детей уважительно и вежливо общаться друг с другом.

Поэтому задача родителя — помочь ребенку сформировать такие качества, которые позволят ему гармонично взаимодействовать с другими людьми, ощущая свои и чужие границы, осознавая свои желания, потребности и возможности их реализации. Ведь нравственную установку и личные ценности нужно последовательно и целенаправленно формировать в том числе и в контексте межличностных отношений.

Интересное по теме

Вместе весело шагать: все, что родителям нужно знать о детской дружбе

Новые грани дружбы

Психолог Алиса Тамазина рассказывает о том, как трансформируется детская дружба в начальной школе.

Примерно с семи-восьми лет детская дружба обрастает дополнительными нюансами и сложностями. У детей постарше дружба имеет несколько уровней, как в «Марио»: вроде бы ты прошел первый уровень, увернулся от всех опасностей, собрал все бонусы, а в итоге все равно свалился в яму (яму своих эмоций). Отношения приобретают различные оттенки. Помимо того, что происходит в жизни ребенка снаружи, очень многое впервые начинает происходить у него внутри. Все усложняется: эмоции, ощущения, мысли. Теперь уже недостаточно простого желания играть вместе. Чтобы общаться, требуется более весомый повод. Да и самого общения тоже становится больше.

Расширяется круг интересов, и для их удовлетворения уже может не хватать прежних связей.

Кроме того, интересы у друзей нередко расходятся — ведь все мы разные. Случается, что кто-то хочет гулять на площадке и активно играть, а кто-то — побыть в тишине и покое. И тогда на первое место выходит противоборство приоритетов: мне важнее сейчас сделать так, как хочу я (возможно, отчасти пожертвовав отношениями), или пойти навстречу другу (но, может быть, ущемить в чем-то себя)?

Ребенок вынужден учиться договариваться. Учиться слышать себя. Хорошо, если эти навыки у него уже есть и их просто необходимо развить до нового уровня. А если нет и раньше на помощь всегда приходили родители (как часто бывает, когда взрослые вмешиваются в коммуникационные сложности детей вместо того, чтобы учить их общаться, решать конфликты и искать компромиссы), то теперь это точно придется освоить.

Также у ребенка семи–11 лет более четкими становятся представления о своих границах. Чего я сейчас хочу? Могу ли я отказать? Могу ли признать, что был неправ, и извиниться? Не потому, что так сказали взрослые, а потому, что я несу ответственность за свое поведение. Могу ли я выбирать, с кем мне общаться или не общаться? Могу ли я изменить свое решение? От чего оно зависит? Появляются также и представления о ценностях: что для меня значит дружба? Каким другом я хочу и могу быть? При этом свое внутреннее состояние ребенок не всегда может определить, ему еще сложно понять, почему он чувствует именно так, почему подобное сейчас с ним происходит.

Детям, как и взрослым, необходимо говорить друг с другом о том, что между ними происходит. Это позволяет лучше понимать друг друга, развивать эмпатию и толерантность, а также совершенствует коммуникативные навыки будущих взрослых, что, безусловно, принесет плоды и пользу как сейчас, так и спустя годы.

Интересное по теме

Почему малыши все у всех отбирают и не хотят делиться

Как учить ребенка дружить

Психолог Алена Володина рассказывает, как мы, взрослые, можем поощрять детей строить взаимоотношения друг с другом независимо от пола.

1. Мы должны выявить собственные атавизмы и гендерные предубеждения и постараться избавиться от них. Своими словами, поступками и действиями мы должны показывать детям правильные модели поведения. Мы можем поспособствовать формированию модели, в которой игра, взаимодействие и развитие важных социальных навыков будут поддерживаться независимо от того, с кем и во что играет ребенок, а можем вследствие своих предубеждений нарушить контакт и помешать зарождающейся дружбе.

2. Мы должны быть готовыми выслушать ребенка и вступить с ним в диалог. При этом очень важно не насмехаться и не подшучивать, а интересоваться, что ребенку нравится в общении с другими детьми, что он по этому поводу думает и чувствует.

3. Нужно организовывать совместные виды деятельности, которые способствуют взаимодействию, а не разделению. Безусловно, мы не должны забывать и о возрастных особенностях детей, таких как склонность к формированию групп из представителей одного пола, которая проявляется в возрасте десяти–12 лет.

Тем не менее в наших силах направлять поведение своих детей, аккуратно влиять на их взгляды, а также обсуждать и демонстрировать уважение к личности, независимо от пола, убеждений и социального статуса.

Интересное по теме

Мне не нравится друг моего ребенка. Что делать?

Молчание и бойкот

Молчание и бойкот в общении — болезненная и травмирующая ситуация, которая часто возникает в общении между детьми. В ней невозможно проговорить позиции каждой стороны, выслушать, понять друг друга. С ней приходят ощущения одиночества, ненужности, брошенности (когда «все против тебя»); чувства страха, тревоги, печали; растерянность и непонимание того, что и как можно сделать. Дети начинают считать себя «плохими», «никчемными», «не такими».

В этом состоянии ребенок испытывает много напряжения, что пагубно отражается на внимании, восприятии, памяти. Он полон сомнений, неуверенности в себе, недоверия к другим. Пережив болезненный опыт, человек начинает тревожиться, опасаясь вновь встретиться с такими же трудностями. Важно объяснить ребенку, что в жизни бывают как трудные моменты, так и те, которые наполнены весельем и удовольствиями.

Как помочь ребенку шагнуть в новый опыт после пережитых неприятных эпизодов? Стоит поговорить о его чувствах, о том, что его беспокоит. Побыть рядом, пока он испытывает эмоциональный дискомфорт, проявить эмпатию. Задать вопросы:

1. Какая самая большая неприятность может случиться с тобой, по твоему мнению?

2. Что в этом случае ты мог бы сделать?

3. Кто сумел бы тебя поддержать и помочь?

Ребенку важно ощущать поддержку близких, родителей, друзей. Задача взрослых — помочь детям найти конструктивные способы решения конфликта, недопонимания. Создать условия, при которых они сумеют рассказать о себе и о том, что для них важно, чего они хотят и какие чувства испытывают.

Интересное по теме

«Иногда родителям непросто определить, когда ребенок сталкивается с проблемами в дружеских отношениях»: отрывок из книги «Дружелюбные. Как помочь детям найти друзей и избежать травли»

Стоит ли заставлять ребенка дружить?

На это вопрос отвечает психолог Ольга Пропубертат.

Часто мы оцениваем своих детей по их успешности в коллективе. Наличие друзей как будто возвеличивает ребенка в наших глазах и подтверждает: он нормальный. Но ведь все люди разные, и социальная активность человека бывает слабой и сильной. И если у ребенка нет друзей в школе, то это не означает, что с ним что-то не так, — просто он не встретил совпадающих по духу людей. Родители же, сильно переживая, стараются сдружить свое чадо со всеми. Так делать не стоит.

Новости Мужчина 24 года ждет свою любимую на остановке
Неравнодушные люди подарили ему специальный контейнер, чтобы ждать было комфортнее.