Странное, страшное и забавное про беременность, роды и воспитание малышей на Руси

Зачем младенцев отправляли в печь и желали им смерти.

Коллаж с фото: Victoria Moloman | Shutterstock | Fotodom

«Раньше в поле рожали!» — об этом мы слышим сегодня из каждого утюга. На самом деле чаще рожали не в поле, а в бане.

Как готовились к родам, рожали и ухаживали за младенцем крестьянки на Руси — рассказываем в материале.

Интересное по теме

Родительский выбор: тест, который помогает разобраться в своих приоритетах

Запреты для беременной

Жизнь беременной женщины была полна ограничений. В некоторых регионах запрещали есть рыбу — иначе ребенок может умереть младенцем, заячье мясо — может случиться выкидыш, кутью — ребенок перестанет расти.

Вести себя стоило максимально внимательно и осторожно: переступишь через веревку или нитку — пуповина обовьется вокруг шеи ребенка, испугаешься — ребенок родится пугливым, будешь ругаться — ребенок будет злым. Нельзя пинать кошку или собаку — ребенок родится волосатым.

Женщине на сносях нельзя было участвовать почти ни в каких обрядах: пойдешь на крестины — ребенок после родов заболеет, пойдешь на похороны и увидишь покойника — тоже здоровым не быть. Станешь свахой кому-то — ребенок умрет в утробе.

Шить в праздник или в воскресенье — зашить ребенку глаза: он мог родиться слепым!

Интересное по теме

«Едим за двоих» и другие мифы о питании беременных

Как определяли пол будущего ребенка

Бытовали и свои поверья по поводу пола будущего ребенка. И здесь мы недалеко ушли от наших предков! Например, гадали по форме живота женщины: если «острый» — будет мальчик, если «круглый» — девочка.

Правая часть ассоциировалась с мальчиком, левая — с девочкой. Так, если ребенок в первый раз пошевелится в правом боку, — это мальчик, в левом — девочка. Если женщина встает, опираясь на правую руку, — родится мальчик, на левую — девочка. Сибиряки верили, что если у будущей мамы правая грудь полнее, то будет мальчик.

Определяли пол ребенка и по пищевым предпочтениям женщины: если ее тянет на селедку, лук и хрен — будет мальчик; на свеклу и редьку — девочка.

В некоторых регионах женщина при первом шевелении малыша выбегала на улицу — если первым ей встречался мужчина, ждали мальчика.

Интересное по теме

Продырявить паутину, приготовить куриное сердце и посмотреть на Луну: 10 ненаучных способов определения пола ребенка в утробе матери

Облегчение родов и перевязка пуповины

Главная женщина при родах (после самой мамы, конечно) — повитуха. Она сопровождала ребенка от рождения до крестин, считалась связанной с ним духовными узами и даже участвовала в важных событиях в его последующей жизни.

Повитуха использовала разные средства, чтобы ускорить и облегчить женщине роды. Многие из них кажутся сейчас странными: она брызгала на роженицу заговоренной водой, окуривала ритуальным дымом, расплетала ей волосы, развязывала на ее одежде все узлы, открывала двери, сундуки и печную трубу.

Если ребенок шел ножками вперед, пыталась руками это исправить. Если не получалось, использовали радикальные меры: например, подвешивала роженицу за ноги к потолочной балке в избе.

Повитуха же перерезала пуповину: девочке — на веретене или прялочном донце, мальчику — на топоре или другом «мужском» инструменте или предмете.

Интересное по теме

В России растет спрос на «лотосовые роды»

«Перепекание»

Если ребенок рождался недоношенным или слабым, рахитичным или анемичным, его лечили, отправляя в печь. «Перепекание» проводилось так: бабка сажала младенца на лопату и до трех раз подносила ее к устью затопленной печи или даже вводила ее внутрь.

Почему именно печь? Печь считалась символом женского чрева, а хлебная лопата — мужского члена. Младенца как бы возвращали в материнское чрево, чтобы он «родился» заново, пишет в своем телеграм-канале писательница и исследовательница народных обычаев Любовь Швецова.

Интересное по теме

Секс во время беременности — это не опасно?

Колыбель

Несколько дней после рождения малыш лежал в лукошке на печи. Когда его в первый раз укладывали в колыбель, соблюдали ритуал, чтобы отогнать нечисть: клали туда же кота, окуривали ее ладаном, вешали над ней тряпочки и колокольчик.

Колыбель никогда не стояла на полу — ее подвешивали к потолку, чтобы малыш не соприкасался с «нижним» миром. Для защиты под колыбель клали нож, ножницы, веник или другой обереговый предмет.

Пустую колыбель оставлять открытой, без полога, запрещалось: иначе в нее может проникнуть нечисть — дух Зыбочник («зыбка» — одно из названий колыбели).

Интересное по теме

«Это издевательство над ребенком!»: традиционная люлька против здорового сна

«Смертные» колыбельные

Мамы пели детям не только обычные колыбельные. Некоторые из них содержали… пожелание смерти! Например: «Баюшки-баю, не ложися на краю. Заутро мороз, а тебя на погост». Причем пели такое не в каком-нибудь одном странненьком доме или деревне, а по всей России, кроме разве что южных районов.

Фольклористы и этнографы до сих пор не пришли к единому мнению, что это было. Может, уставшие мамы, жившие в тяжелых условиях, так размещали свои раздражение и гнев? А может, все намного сложнее: считалось, что до крещения младенец еще связан с потусторонним миром, и пожелание ему смерти равнозначно пожеланию, чтобы он полностью и окончательно родился в мире людей. А может быть, пожелание смерти — не то, чем кажется, — это обманка: пожелать смерти — все равно что защитить от нее.

Отлучение от груди

Когда дело доходило до отлучения от груди, о мягких способах воспитания тоже не вспоминали. Детей попросту запугивали!

Мать мазала грудь сажей, а ребенку говорили: «Титю у мамы бука съела; вон какая страшная стала! Смотри не тронь, а то и тебя съест!»

А в Псковской губернии мать клала за пазуху щетку, мох­ или меховую варежку и говорила ребенку, что там злая собака, и лучше туда больше не соваться.

Запуги использовали и позднее — например, когда не хотели, чтобы дети шли одни купаться, им грозили встречей с русалкой.